Недавно я гулял по Вильнюсу и случайно заметил группу кришнаитов. Одетые в яркие и красочные одежды, шумной толпой они стояли у стен посольства Индии на проспекте Гедимина и исполняли свои нехитрые музыкальные композиции, сопровождаемые известным речитативом «Харе Кришна».
Я подошел поближе и достал телефон, чтобы сфотографировать их. В тот же миг ко мне приблизился один из участников шествия и начал задавать вопросы. Выяснив, что я из Беларуси, он одобрительно улыбнулся и сказал, что иногда они бывают в Минске и тоже проповедуют там. Тут настала моя очередь улыбаться, причем недоумевающе. «Разве это возможно?» – спросил я. Ведь любой такой опен-эйр в Беларуси закончится, как только рядом появятся люди в погонах (хотя справедливости ради надо отметить, что задолго до 2020 года кришнаитам все же удавалось изредка полулегально погулять по улицам белорусских городов). А дальше – суд по административной статье за нарушение порядка проведения массовых мероприятий. «Да, мы знаем, – хитро подмигнул кришнаит. – Мы переодеваемся».
Как говорится, это в принципе все, что надо было бы знать о свободе вероисповедания на моей родине. Но речь не только о свободе нести в массы свои религиозные убеждения, но и вообще – о конфессиональном равноправии. И, как ни странно, о геополитическом выборе.
Все религии в Беларуси равны. Но некоторые религии равнее других
В 1994 году в Конституции Республики Беларусь был торжественно закреплен принцип: «все религии и вероисповедания равны перед законом». Но уже буквально через пару лет из него исчезло слово «все». А вместе с ним из Конституции убрали фразу о недопущении предоставления каких-либо предпочтений или ограничений одной религии или вероисповедания перед другими.
Согласно другим нормам законодательства идеология религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (статья 4 Конституции), а нарушение равноправия граждан по религиозному признаку (статья 190 УК) карается в уголовном порядке.
Но существует и соблюдается ли на самом деле в Беларуси равенство всех религий и вероисповеданий перед законом?
Прежде всего на неравное положение различных конфессий указывает норма Конституции о том, что «взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (статья 16).
Эта концепция после ее внедрения в основной закон страны была закреплена в других нормативных актах ипрактических шагах, устанавливающих, как уже нетрудно было догадаться, привилегированное положение православной церкви в Беларуси.
Быть православным = быть избранным
В 2002 году была принята новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях» (прежнее название – «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»). В новом, по сути, Законе признана«определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» и тем самым подчеркнуто ее особое место в конфессиональной иерархии и во взаимоотношениях с государством.
Белорусская православная церковь – единственная религиозная конфессия, заключившее с государством соглашение о сотрудничестве. В нем определен широчайший спектр направлений, в которых православная церковь с разрешения государства может действовать: общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды.
Трудно найти важную сферу жизнедеятельности, где православная церковь не имела бы возможности коллаборировать с государством, другими словами, на вполне легальных основаниях вмешиваться в жизнь общества. Особенно забавным со стороны выглядит их намерение объединить свои усилия в сотрудничестве в области науки.
Сегодня в Беларуси только православные клирики имеют почти неограниченное право участия в деятельности различных институтов – начиная от посещения учебных заведений и заканчивая обрядами освящения государственных учреждений.
Даже исходя из признания того факта, что большая часть населения Беларуси крещена по православному обряду, что не делает их православными верующими по умолчанию, нельзя не задаться логичным вопросом – а как же представители других конфессий? Выходит, их права ущемляются, а их интересы дискриминируются на основании сомнительных количественных показателей и пресловутых, но весьма спорных духовных ценностей и исторической роли.
Ведь все другие религиозные конфессии, включая Католическую церковь, Евангелическо-лютеранскуюцерковь, представителей иудаизма и ислама, конкордатов с государством не имеют. И широко распахнутые двери взаимного сотрудничества, как в случае между православной церковью и Республикой Беларусь, для них – всего лишь узенькая щелочка, в которую априори невозможно протиснуться.
Признание властью ведущей роли православной церкви в жизни общества возводит православиефактически в статус государственной религии.
Будущее Беларуси: повторная секуляризация общества неизбежна
Широкое моноконфессиональное взаимодействие государства с Белорусской православной церковьюполностью нивелировало принцип отделения церкви от государства, характерный для светских обществ. И делает неизбежным повторную постановку этого вопроса в будущем.
Решать его придется так, чтобы избежать трансформации «светскости» в «советскость», то есть, отделяя церковные институты от влияния на государство, но не уничтожая и не ограничивая их свободы. С другой стороны, в равном удалении от государства должны находится вообще любые идеологии – не только религиозного толка – способные стать идеей-фикс правящего класса и накинуть новые ментальные оковы на общество.
Религия и война
Оценивая нынешний уровень взаимопроникновения государства и православной церкви, невозможно обойти стороной тему войны, развязанной Российской Федерацией против Украины в 2014 году, а также обминуть болезненный вопрос значения той помощи, которую оказывает агрессору белорусский режим в содружестве с БПЦ.
Белорусская православная церковь, превратившись по своей воле в один из государственных институтов, играет в этом процессе не последнюю роль. Ее второе название – Белорусский экзархат Московского Патриархата, в публичном пространстве гораздо менее упоминаемое, как нельзя более точно отражает духовное содержание отношения этой церкви к происходящему.
Вместо осуждения братоубийственной войны, развязанной восточным соседом и вовсю поощряемой непосредственным начальством БПЦ в лице Московского патриархата, она озабочена посягательствами властей Украины против «единственной в стране каноническойПравославной Церкви», иными словами, бдит интересы «русскомирных» московских попов на просторах бывшейимперии. Ежедневные смерти единоверцев под ракетами, освящаемыми российскими служителями православного культа, Белорусский экзархат Московского Патриархатавроде как и не беспокоят. Или, по меньшей мере, не причиняют видимого извне душевного дискомфорта.
Неосуждение того, что происходит в Украине, вкупе с активными действиями отдельных представителей БПЦ в поддержку войны, несомненно, делает Белорусский экзархат Московского Патриархата соучастником преступления геноцида братского народа.
Красноречивым подтверждением всему сказанному является недавняя резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), в которой РПЦ посвящается отдельное заключение: «Режим Владимира Путина придерживается неоимпериалистической идеологии «Русского мира», которую Кремль превратил в инструмент пропаганды войны. Эта идеология используется для разрушения остатков демократии, милитаризации российского общества и оправдания внешней агрессии с целью расширения границ Российской Федерации, чтобы включить в нее все территории, когда-то находившиеся под российским господством, включая Украину. Иерархи Московского Патриархата Русской Православной Церкви, в том числе Патриарх Кирилл, отстаивают идеологию «Русского мира», объявляя войну против Украины и «сатанинского» Запада «священной войной всех русских», призывая православных верующих к самопожертвованию. Ассамблея потрясена таким злоупотреблением религией и искажением православной традиции режимом Владимира Путина и его доверенными лицами в иерархии Московского Патриархата. Ассамблея осуждает такую риторику и подчеркивает, что подстрекательство к совершению преступлений агрессии, геноцида и военных преступлений само по себе является преступлением. Ассамблея призывает все государства относиться к Патриарху Кириллу и русской православной иерархии как к идеологическому продолжению режима Владимира Путина, соучаствующему в военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершаемых во имя Российской Федерации и идеологии «Русского мира».
Краткое содержание будущего Беларуси
Уже сейчас становится понятным, что становление белорусской православной автокефальной церкви станет одним из первых шагов по деколонизации Беларуси и осуждению преступлений «русского мира», неразрывно связанного с современной идеологией РПЦ и БПЦ.
Права религиозных конфессий должны быть уравненными. Соответственно, все дискриминационные нормы, дающие отдельным конфессиями незаслуженные привилегии, должны быть устранены. Нужен новый закон о свободе вероисповедания, разработанный с учетом лучших практик цивилизованных стран.
Ну и, конечно же, кришнаиты будут иметь право ходить по улицам, не пряча свои яркие и красочные одежды. Праздник, который всегда с ними, должен вернуться в белорусские города.